Измерение уровня вибрации

Конструкция любого электродвигателя рассчитана до определённого уровня воздействия на неё вибрации. Поэтому перед пуском в эксплуатацию обязательно нужно измерить вибрационные характеристики изделия. По ним можно продиагностировать, насколько отбалансирован ротор и в каком состоянии подшипники.

Принципы измерения вибрационных характеристик

Операция проводится согласно требованиям ГОСТа 20815-93, определяющего её порядок:

  • Основа, на которую двигатель при измерении устанавливают, должна быть из упругого материала (резина толстая, пружины и т. п.). Допускается его подвешивание.
  • Механизмы, для которых предназначены конкретные электродвигатели, не должны иметь большие собственные величины параметров вибрации.
  • Определяется собственная частота колебаний сопряженной с двигателем измерительной системы. Она не должна превышать четверть частоты вращения ротора. При проведении измерений используют полушпонку.

Категории уровня вибрации

По этому показателю двигатели бывают трёх классов:

  • N – точность нормальная;
  • R – повышенная;
  • S – высокая.

Электродвигатели стандартно исполняются по категории нормальной. Изделие более высокой категории изготавливается по предварительному согласованию.

Измеряемый параметр – среднеквадратичная виброскорость. На её предельно допустимую величину по каждой категории влияет высота оси вращения электромотора.

Ниже приведены данные (в мм/с) по категории N для двигателей с высотами оси вращения:

  • от 80 до 132 мм – 1,8;
  • от 160 до 225 мм – 2,8 (для электродвигателей с 2 полюсами), 1,8 (4-10);
  • от 250 до 315 мм – 4,5 (2) и 2,8 (4-10).

Вибрация дополнительная

После агрегатирования электродвигателя с механизмом исполнительным необходимо вновь измерить уровень вибрации. Последний по этому показателю превосходить привод не должен. Также общий для агрегата уровень вибрации не может превышать таковой у электромотора.

Если обнаруживается увеличение этого уровня, следует установить причины дополнительной вибрации. Она может возникнуть вследствие:

  • несоосности валов двух механизмов;
  • неправильной динамической балансировки стыковочных элементов;

дефектов в деталях ведомого устройства.