Техническое обслуживание

В регламент технического обслуживания насоса СМ входит контроль:

  • Температуры нагрева подшипников. Определяется она в местах их установки в кронштейне. Её превышение над температурой окружающей среды не должно быть более 40-50˚С. Максимально допустимая абсолютная величина – +80˚С. Для температурной защиты насоса можно использовать реле типа РТ-303-1, РТК303 либо ДТ-1Р.
  • Состояния смазки подшипников. Она дополняется в 1-м месяце эксплуатации агрегата после 100 часов наработки, далее – через каждые 1000.
  • Величины утечки воды сквозь уплотнение сальникового типа. При её отсутствии следует уменьшить затяжку сальника, ослабляя гайку его крышки. При повышенной утечке нужно гайку эту подтянуть. Если подтяжка не помогает, необходимо добавить в набивку уплотнения 1 кольцо. Если и после этого величина утечки не снизилась, набивка подлежит полной замене.
  • Показаний приборов (контрольно-измерительных)

В журнал ТО заносятся:

  • величины давления перекачиваемой среды в патрубках и воды затворно-охлаждающей;
  • наработка в часах у насосного устройства.

Разборка насоса СМ

При необходимости разборки устройства следует предпринять меры по предупреждению случайной подачи напряжения питания. Арматура запорная на трубопроводах, подключённых к насосу, должна находиться в закрытом положении.

Работы по разборке требуют аккуратности. Нельзя повреждать уплотнительные и посадочные поверхности. Запасная часть должна по местам посадочным и сопряжений полностью соответствовать заменяемой детали.

Разбирать насос можно частично или полностью. Частичная требуется при проведении профилактического осмотра и несложного ремонта: прочистке проточной части, смене набивки сальниковой и т. п.). Повторная сборка производится в последовательности действий, обратных разборке. Уплотнительные кольца и прокладки из резины рекомендуется заменять после каждой разборки агрегата. Дефектные повторно использовать недопустимо категорически.

Частичная разборка

Последовательности действий таковы:

  • При чистке у насоса проточной части:
  1. Удаление креплений к корпусу насоса патрубка переходного.
  2. Снятие патрубка и очищение проточной части. Можно её очистить и без снятия всего патрубка, а только его крышки.
  3. Сборка насоса.
  • При замене сальниковой набивки:
  1. Снятие гаек (отворачиванием) на крышке сальника.
  2. Перемещение крышки.
  3. Извлечение старой набивки.
  4. Укладка новых её колец. Их надлежит тщательным образом подгонять к валу. Срезать концы колец для соединения их замками нужно косо. Замки одного кольца должны быть смещены меж собой на пол-оборота по отношению к валу, т. е. располагаться на противоположных сторонах.

Полная разборка

Насосы СМ (сточно-массные) разбираются полностью при необходимости замены таких элементов агрегата, как рабочее колесо, уплотнение, уплотняющее кольцо, втулка защитная или подшипники. Разборка насоса с разными видами уплотнений отличается лишь в последовательности действий по разборке этой детали.

  • С уплотнением сальникового типа:
  1. Отсоединяется трубопровод, по которому подают в уплотнение затворную воду.
  2. Далее последовательно снимаются: кожух защитный для муфты, электродвигатель вместе со своей полумуфтой, полумуфта насосная.
  3. Отсоединяют от корпуса насоса кронштейн. Для этого прежде снимается крепёж, прижимающий фланец его к корпусу. Для отсоединения кронштейна с корпусом уплотнения вместе используются отжимные винты.
  4. Ослабляется на крышке сальника затяжная гайка.
  5. Снимается затем с вала рабочее колесо. Чтобы сделать это, нужно сначала снять обтекатель, который крепит его на валу.
  6. Разбирается уплотнение: снимаются болты крепления его корпуса на кронштейне, после чего корпус с крышкой сальника вместе отсоединяется от него, снимается затем с сальника крышка, набивка его и кольца.
  7. Последними снимаются подшипники. Первым убирается кольцо отбойное, за ним крышки подшипниковые. Далее вал вынимается из посадочного места в кронштейне с подшипниками вместе. Снимается в конце втулка защитная, и подшипники с вала выпрессовываются.

Кольцо уплотняющее подлежит замене при снижении напора на 10% от номинальной величины вследствие его износа. Порядок замены кольца таков:

  1. Выпрессовка из корпуса насоса прежнего кольца.
  2. Проточка (пропылка) пояска на рабочем колесе под уплотняющее кольцо до нужного уровня (до снятия обнаруженных дефектов).
  3. Проведение замера обработанного пояска.
  4. Запрессовка в корпус насоса нового кольца.
  5. Обработка кольца уплотняющего с корпусом насоса вместе до достижения размера зазора с колесом рабочим по радиусу до значения 0,25+0,1 мм.

Если последний пункт невыполним, то можно кольцо обработать и отдельно.

  • С уплотнением торцовым:
  • После того, как снято колесо рабочее, снятие втулки вместе с кольцом упорным и подвижной частью торцевого уплотнения.
  • Снятие со втулки этой части уплотнения.
  • Снятие болтов, крепящих корпус уплотнения к кронштейну.
  • Разъединение этого корпуса и кронштейна.
  • Удаление из корпуса уплотнения кольца неподвижного.

При сборке насоса нельзя допускать, чтобы на посадочные места попало какое-либо загрязнение. На поверхностях у пар трения торцевого уплотнения не должно быть даже следов смазки. Уплотнение из резины при установке на место неподвижной части нужно смазать, лучшей смазкой является глицерин.

Коррекция осевого люфта

Если в насосах СМ моделей 100-65-250 и 150-125-315 осевой люфт превышает 0,3 мм (с учётом теплового зазора), то он корректируется следующим порядком действий:

  1. Равномерно закручиваются болты, закрепляющие крышку подшипника на кронштейне, до тех пор, пока вал не станет сопротивляться провороту рукой.
  2. Винты для регулировки завёртываются до касания ими торца кронштейна.
  3. На 90˚ (1/4 оборота) откручиваются болты для крышки подшипника.
  4. Винты завёртываются до упора (угол поворота 10-15˚) и закрепляются на местах контргайками.
  5. Повторяется п. 1. Для окончательной затяжки момент не должен превышать 8,6 Н•м.