Техническое обслуживание электродвигателей
Фундамент
Электродвигатель является оборудованием, которое при работе постоянно находится под высокой механической нагрузкой. В зависимости от условий эксплуатации нагрузка может быть постоянной или неравномерной, плавной или с рывками. У всех двигателей корпуса постоянно испытывают вибрацию и крутящий момент.
Исправная работа электродвигателей и исполнительного механизма впрямую зависит от надёжности опоры, на которую они установлены. Фундаменты под двигатели должны обладать достаточной прочностью и надёжностью, чтобы выдерживать:
- Вибрации в диапазоне частот от 0 до 55 Гц и с ускорениями до 10 м/с². Фундамент под двигатель с повышенным скольжением может испытывать вибрационное ускорение до 2g.
- Рывки, которые происходят при запуске двигателя или его заклинивании.
- Крутящий момент для двигателя с муфтовым соединением и направленную силу – для привода с соединением ременным.
При работе агрегата опасным для фундамента является механический резонанс. Поэтому нужно рассчитать так, чтобы его собственная частота с установленным на нём двигателем не была кратной частоте напряжения в сети электропитания.
Электродвигатели должны крепиться к фундаменту надёжно, с исключением возможности самопроизвольного откручивания гаек при вибрации или срыва при рывках.
Металлический фундамент надлежит защитить от коррозии соответствующим покрытием.
Фундаменты под двигатели должны иметь плоскую поверхность. Отклонения в плоскостности в месте монтажа электродвигателя не должны превышать:
- для моторов с габаритом по 112 включительно – 0,15 мм;
- с 132 по 250 – 0,20 мм;
- выше 250 – 0,25 мм.
Охлаждение
При работе асинхронные электродвигатели выделяют много тепла. Работают они следующим образом.
Принцип их действия основывается на преобразовании электрической энергии в механическую энергию вращательного движения. В статоре генерируется вращающееся магнитное поле. Его силовые линии порождают в обмотке ротора электродвижущую силу. В результате взаимодействия её с бегущим магнитным полем статора возникает момент силы, направленный по касательной к поверхности ротора всегда в одном направлении и заставляющий его вращаться непрерывно.
На омическом сопротивлении обмоток, в магнитопроводах ротора и статора, и на участках трения (в подшипниках) выделяется тепловая энергия. Если его не отводить постоянно, детали электродвигателя (изоляция обмоток и подшипники) могут перегреться и разрушиться из-за этого. Обеспечивается теплоотвод системой охлаждения, которой обязательно должен быть снабжён любой двигатель.
Воздушное охлаждение
В большинстве электродвигателей используется именно такая система охлаждения. К ней предъявляются следующие требования:
- Каналы подачи холодного и отвода горячего воздуха должны быть свободны от помех.
- Минимальное расстояние отверстий подачи воздуха от охлаждаемых участков – половина высоты оси ротора;
- Отверстия для вентиляции всегда должны быть чистыми.
У электродвигателей с такой системой поток воздуха направляется на рабочий конец вала. Для исключения излишнего нагрева двигатель не должен находиться под прямым солнечным излучением, вблизи отопительных приборов и нагревающегося при работе оборудования.
Нельзя:
Допускать попадания:
- отводимого из него горячего воздуха вновь к двигателю;
- жидких веществ и твёрдых предметов в систему вентиляции.
Мощность встроенной системы охлаждения электродвигателя не обеспечит должный уровень теплоотвода в случае:
- отклонений параметров сети электропитания и нагрузки двигателя за пределы допустимых величин;
- несоблюдения предписанных Руководством по эксплуатации правил и ограничений.