Насосные станции для орошения
Чтобы получить технико-коммерческое предложение заполните опросный лист (откроется в новой вкладке браузера) или скачайте в формате .doc, заполните и пришлите на электронную почту This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
Все современные механические системы для орошения снабжаются насосной станцией. Она может быть стационарной или передвижной.
Типы установок для орошения
Стационарная
Чаще является капитального типа сооружением, элементом системы орошения крупных размеров. Она, по сути, представляет собой головной узел водозабора.
Передвижная
Такое оборудование предоставляет владельцу большую гибкость в эксплуатационном плане. Оно по исполнению может быть плавучим либо сухопутным. Первые применяются, в основном, в исключительных случаях:
- при невозможности установки сухопутных, к примеру, при необходимости подачи воды из болотистых источников или на большую высоту;
- при сильном сезонном колебании уровня воды в источнике.
Изготавливаемые отечественными производителями модели для систем орошения различаются производительностью (или подачей), напором и видом привода. Необходимая величина подачи насосной станции диктуется объёмом потребления воды машинами для орошения, напор зависит от локальных географических условий. Привод может быть от двигателя, встроенного в насосную станцию, либо от тракторного. Величина рабочих параметров российских насосных станций к системам орошения варьируется в широких пределах:
- подачи – 25-700 л/с;
- напора – 0,1-1,1 МПа.
По степени напора (в МПа) делят на три класса:
- низкого – с показателем до 0,25;
- среднего – 0,25 до 0,5;
- высокого – более 0,5.
Оснащённые своим приводным устройством насосные станции в передвижном исполнении обладают меньшей мобильностью. Их чаще всего используют на весь сезон орошения в качестве стационарных. Они отличаются меньшей ценой единицы объёма подаваемой воды за сезон. Двигатели у них бывают двух типов: ДВС и электрические.
В обеспечении орошения больше распространены дизельные установки, поскольку они обеспечивают независимость от наличия электросети, которая, к тому же, в сельской местности не отличается стабильностью.
Мощность двигателя рассчитывают по его работе, когда заслонка открыта полностью.
Насосы
Наиболее распространённым типом основного механизма является центробежный, встречаются изредка и устройства с пропеллерной осевой конструкцией. Используются, в большинстве случаев, центробежные конструкции двух типов:
Рабочих колёс – 1 или 2. Двухколёсные могут работать в режиме параллельном и последовательном. Особенности режимов таковы:
- В первом насос функционирует по двухпоточной схеме, во втором – по двухступенчатой.
- В параллельном режиме производительность раза в 2 больше, чем у его аналога с одним колесом. Это обеспечивается организацией одновременной перекачки воды обоими колёсами по раздельным линиям.
- В режиме последовательном вдвое возрастает напор. Достигается такое за счёт сообщения энергии одной и той же массе воды обоими колёсами одним за другим. Жидкость перепускается из первой камеры во вторую по устанавливаемому переводному колену. Величину же подачи определяет одна ступень.
Агрегаты с пропеллерным осевым механизмом подачей обладают высокой, однако напор у них низок (2-10 м). Укомплектованные ими насосные станции предпочтительны для питания системы орошения теплиц или поверхностного полива. Они имеют преимущества перед центробежными в КПД (90-95%) и в механической износостойкости по отношению к твёрдым включениям в жидкости.
Двигатель и автоматика
Моторы обычно оснащаются системой защиты автоматической, а также временным реле. Защита следит за нахождением параметров в пределах, соответствующих нормальному режиму работы. Если уровни сигналов от датчиков, контролирующих системы охлаждения двигателя и смазки, а также давления в линии нагнетания, выходят за пределы нормы, то двигатель выключается. Реле-таймер обеспечивает отключение двигателя через заданный промежуток времени. Такая аппаратура актуальна, когда объекты орошения значительно удалены друг от друга, и режим полива имеет определённые временные диапазоны. Целый парк насосных станций, подающих воду в одно и то время на разные участки орошения, могут управляться из одной диспетчерской.
Плавучие насосные станции для орошения требуют при изготовлении больше материала. Они устанавливаются на плавающей основе типа системы понтонов или судна из металла. Большинство их создаётся на базе узлов, унифицированных с аналогами для орошения сухопутного варианта.
Как подачу, так и напор можно изменять двумя методами: перемещением задвижки либо частотой вращения ротора. Первый проще, но при этом происходит сильная потеря КПД. В нынешних конструкциях предназначаемых для орошения, используются и тот, и другой способы.
Трубопроводная оснастка и арматура
В современных системах орошения для питания водой поливных механизмов транспортируемыми агрегатами используются трубопроводы быстроразборной конструкции и арматура с быстроразъёмными соединениями.
Трубопровод с нужной длиной собирается из отдельных секций по 5-6 м. Один конец выполнен в форме раструба с манжетой из резины. Манжета герметизирует соединение под давлением подаваемой для орошения воды, а при отключении воду из труб выпускает. Тем самым остаток воды в трубах не образует излишне залитых участков на поле орошения. Манжеты и зазоры на концах допускают стыковку труб под углами до 10-15˚.
Водораспределительная арматура состоит из:
- гидрантов-задвижек;
- труб-крестовин;
- колонок;
- заглушек;
- устройств стыковки трубопровода.